Известия,
17 апреля 2021 г.
ТО в фотошопе: в реформе техосмотра нашли слабое место
1528 просмотров
Реформа техосмотра должна была бороться с нелегальными диагностическими картами, но мошенники массово осваивают фотошоп. Операторы ТО жалуются: специальное оборудование для съемки потребует серьезных затрат. Автовладельцы напуганы чрезмерными требованиями к состоянию автомобилей и готовы покупать фальшивые карты онлайн. Почему идея с фотофиксацией не работает и сложно ли пройти техосмотр по-честному, разбирались «Известия».
С 1 марта вступили в силу изменения в процедуре техосмотра. И хотя действующие диагностические карты продлили до осени, части автомобилистов приходится проходить ТО по новым правилам.
Главное нововведение — фотофиксация автомобиля на станции и отправка данных в ГИБДД. Фотографируют машину при въезде и выезде из СТО. Фото, координаты места проведения осмотра, время начала и окончания проверки автомобиля вместе со сведениями технического диагностирования заносятся оператором в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО), которую ведет МВД.
Пририсуем вашу машину
Требования к съемке обычные, какого-то специального оборудования и программного обеспечения не требуется. Этим-то и воспользовались мошенники, на борьбу с которыми и была изначально направлена реформа.
Дело в том, что все данные о дате и месте съемки, передающиеся в базу, хранятся всего лишь в EXIF файле, который легко редактируется. Более того, фиксация координат и оборудование, которое должно это делать, никак не регламентируются в приказе Минтранса.
На фотографию сервисной станции злоумышленники просто пририсовывают машину в нужное место, а геотеги и время вручную вписывают в метаданные файла. Для передачи требуется всего лишь компьютер с установленным программным обеспечением оператора ТО с нужной электронной подписью и данные для подключения к базе ГИБДД. Таким образом, имея на руках отретушированные фотографии, учетную запись, вход в ЕАИСТО и подпись, мошенник может создать диагностическую карту и прислать ее в базу ГИБДД.
Главное, чтобы в базе были
Страховщики разводят руками и отмечают, что всё, что им нужно для оформления ОСАГО, — это информация в ЕАИСТО. В случае ДТП из-за неисправности ТС страховая пойдет разбираться с оператором техосмотра, а не с автовладельцем.
«У страховщиков нет полномочий самостоятельно определять подлинность диагностических карт (ДК). Причем с 1 марта 2021 года ДК формируется в электронном виде и хранится в базе ЕАИСТО. Госконтроль за проведением ТО ФЗ 170 о техническом осмотре возложен на ГИБДД, именно она и должна проверять правила проведения ТО и при выявлении нарушений в праве аннулировать выпущенную оператором ТО ДК, — рассказал «Известиям» заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. — Если причиной страхового события стало ДТП из-за неисправного ТС и эта неисправность могла и должна была быть выявлена при проведении техосмотра, то страховщик после возмещения убытка пострадавшему вправе предъявить регрессные требования оператору ТО на возмещение понесенных затрат».
В Минтрансе и ГИБДД, куда обратился корреспондент «Известий», на момент подготовки материала каких-либо разъяснений не дали.
Выход есть, а денег нет
Участник разработки ГОСТ на комплексы фотовидеофиксации Григорий Шухман считает, что проблема шифрования данных решается достаточно просто. Однако потребуется специальное оборудование и программные разработки.
«По моему мнению, МВД должно сформулировать требования к импортируемому материалу и формату пакета данных, которые должен выдавать комплекс на станции техобслуживания. Само оборудование должно быть официально сертифицировано как средство измерения, которое соответствует требованиям формата работы с ЕАИСТО», — отметил Шухман.
Эксперт предлагает два варианта решения проблемы с оборудованием: «мобильный» и штатный.
«Прежде всего это может быть мобильное средство на базе планшета типа паркнетов без автоматического режима и прочих наворотов. Такое решение подходит для использования на пунктах ТО, которые находятся на выделенных площадках, им можно сфотографировать автомобиль непосредственно у ворот ангара, где проводится ТО. Второй вариант — стационарный комплекс с несколькими камерами, закрепленными на въездах, и вынесенным приемником системы навигации. Оптимален для пунктов, находящихся в глубине зданий, где нет открытого неба у входа на линию осмотра. Таким образом, фиксация проводится автоматически при въезде и выезде на пункт или линию ТО», — рассказал Шухман. Он подчеркнул, что второй вариант комплекса при запуске и работе должен автоматически проверять целостность каналов и связь с приемником системы навигации и камерами.
Шухман обратил внимание, что МВД должно дать «точку входа» для подключения средств фиксации, чтобы они по команде оператора либо автоматически могли передавать материалы фиксации и результаты измерений на сервер ЕАИСТО МВД.
Сколько стоит такое оборудование, можно представить на примере камер фотовидеофиксации, которые давно уже работают в Москве. Например, стоимость одного комплекса «Паркон», включающего в себя модуль навигации, — 249 тыс. рублей. Еще 110 тыс. рублей нужно будет заплатить за комплект для обработки данных, в который входит рабочая станция с установленным программным обеспечением, компакт-диском с ПО и ЖК-монитором. Всего — 359 тыс. рублей на одну точку техосмотра. Разумеется, такие траты сильно скажутся на стоимости диагностической карты и могут сравнять стоимость ее получения с ценой нелегальной покупки.
Техосмотр «по-честному»?
Получить диагностическую карту, честно пройдя техосмотр, возможно, если автомобиль в ухоженном состоянии и максимально приближен к заводской комплектации. На лобовом стекле не должно быть трещин с водительской стороны в районе работы дворников. Дополнительные гаджеты желательно убрать.
Поэтому далеко не все автомобили сегодня могут честно пройти техосмотр с первой попытки. Ведь средний возраст парка в России, по данным аналитического агентства «Автостат», составляет 13 лет. Напомним, что автомобилям старше 10 лет нужно проходить ТО раз в год.
Председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов отмечает, что в среднем около 40% автомобилей не проходят ТО с первой попытки. При этом практически все, кто не прошел ТО сразу, возвращаются на повторный осмотр, устранив неисправность, и получают диагностическую карту.
Бурдюгов рассказал, что в своей практике сталкивался с попытками «откупаться» от оператора. Но выявление такого подлога может очень дорого стоить как техническому эксперту, так и всей станции.
«Есть клиенты, которые пытаются договориться на месте, но в основном операторы не идут на сговор. Оператор несет ответственность за каждую выданную диагностическую карту, и если будет выявлено, что технический осмотр был проведен не в полном объеме или с нарушением, оператор заплатит штраф 200-300 тыс. рублей за каждый случай на юридическое лицо и 30-50 тыс. рублей на должностное лицо технического эксперта», — отметил председатель Союза операторов технического осмотра.
Где «Жигули» были — там уже нечего бояться
Судя по отзывам на форумах и в соцсетях, даже «Жигули» старше 20 лет без труда получают заветную диагностическую карту. Например, у владельца выпущенного в далеком 1984-м ВАЗ-2104 не возникло особых проблем при прохождении ТО, «кроме одной габаритной лампы и, как назло, новой потекшей крышки радиатора».
«Требования сейчас стали помягче, чем раньше. Замечания носят больше рекомендательный характер», — написал в своем блоге еще один владелец ВАЗ-2101, выпущенного в 1976 году. И пожаловался, что после 10 минут проверки оставшееся время ему пришлось коротать в ожидании.
Дело в том, что согласно требованиям федерального закона № 170-ФЗ от 01.07.2011 продолжительность техосмотра легкового автомобиля должна занимать от 34 до 39 минут. Фотофиксация производится при въезде и выезде, поэтому в «ловушку» попадают и владельцы более молодых авто.
«Всё вышеперечисленное заняло минут 10-12, а потом меня почти 20 минут развлекали анекдотами и разговорами за жизнь, поскольку база не дает загрузить фото машины «после» ранее чем через 30 минут», — описал в своем блоге прохождение техосмотра владелец Lada Vesta.
Елена ЕРЕМИНА
Вся пресса за 17 апреля 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Страховое мошенничество, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
7 мая 2024 г.
|
|
35media, Вологда, 7 мая 2024 г.
Череповчанин выронил наркотики из шапки в страховой компании
|
|
Клерк.Ру, 7 мая 2024 г.
Названа причина крайне низкого процента страховых выплат в сельском хозяйстве
|
|
Лезги газет, Махачкала, 7 мая 2024 г.
Можно ли застраховать рекламную конструкцию
|
|
ПРАЙМ, 7 мая 2024 г.
ЦБ назвал среднюю выплату по ОСАГО мототранспорта в 2023 году
|
|
Белфинанс, Белгород, ИА, 7 мая 2024 г.
Банк России предупреждает белгородцев о новой мошеннической схеме
|
|
Известия онлайн, 7 мая 2024 г.
Россияне стали чаще оформлять страховки для поездок в майские праздники в Европу
|
|
Комсомольская правда-Крым, 7 мая 2024 г.
Уральская авиакомпания хочет отсудить у аэропорта Симферополя 25 миллионов
|
|
РИА Новости, 7 мая 2024 г.
ЕС хочет ввести ограничения против 11 судов, связанных с РФ, в том числе танкеров – СМИ
|
|
ТАСС, 7 мая 2024 г.
Выплаты по ОСАГО мототранспорта в 2023 г. превысили возмещения по страховкам легковых авто
|
|
Финам.Ru, 7 мая 2024 г.
Потенциал роста акций China Life исчерпан после ралли
|
|
Интерфакс, 7 мая 2024 г.
В 2023 году полисы ОСАГО оформлял каждый шестой мотоциклист
|
|
Агентство городских новостей Москва, 7 мая 2024 г.
Мотоциклисты Московского региона чаще других заключали договор ОСАГО в 2023 году
|
|
Центр деловой информации Псковской области (ЦДИ ПО), 7 мая 2024 г.
Число жалоб граждан на ОСАГО уменьшилось почти в 2 раза
|
|
Башинформ, Уфа, 7 мая 2024 г.
Выплаты по ОСАГО мототранспорта больше страховых выплат легковых авто — ЦБ
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 7 мая 2024 г.
Страховая компания рассказала о результатах улучшения своей чат-платформы
|
|
Парламентская газета, 7 мая 2024 г.
ЦБ: Мотоциклисты обходятся страховщикам дороже, чем автомобилисты
|
|
Региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ), Волгоград, 7 мая 2024 г.
В Волгоградской области серьёзно выросли объёмы страховой медицины
|
 Остальные материалы за 7 мая 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|